Индивидуальное обучение на дому организуется для детей, имеющих отклонения в физическом, умственном, сенсорном или психическом развитии, нуждающихся в длительном лечении и не способных по медицинским показаниям постоянно или временно посещать общеобразовательные учреждения или специализированные школы-интернаты.
В целях обеспечения права на получение образования допускается привлекать к индивидуальному обучению на дому учащихся, чей возраст на 2 года превышает возраст, соответствующий классу.
Директора школ выявляют и составляют список таких учеников в своем районе, принимают меры по их вовлечению в индивидуальное обучение на дому.
Решение об индивидуальном обучении принимается районным (городским) отделом народного образования на основании медицинского заключения медико-консультативной комиссии, действующей при лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства ученика.
Медицинский осмотр проводится в течение 3 дней с момента обращения в комиссию. Медицинское заключение, подписанное председателем и членами комиссии другими привлеченными специалистами, заверяется печатью лечебно-профилактического учреждения и выдается на 6 месяцев или на полный учебный год.
Родители должны подать заявление на имя директора школы об организации индивидуального обучения на дому для своего ребенка.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия свидетельства о рождении учащегося;
- табель успеваемости (если ребенок уже обучался);
- медицинское заключение медико-консультативной комиссии.
Количество часов индивидуального обучения составляет 8 часов в неделю для 1–4-х классов, 10 часов для 5–9-х классов, 12 часов для 10–11-х классов.
Заместитель директора по учебной работе контролирует своевременное и качественное проведение занятий преподавателями, а также выполнение учебных программ в полном объеме. Расписание занятий разрабатывается школой совместно с родителями, с учетом состояния здоровья ученика.
Как разрабатывается программа обучения на дому?
Для учеников с отклонениями в физическом развитии обучение проводится по учебной программе школы.
Для учащихся с особенностями психического развития — по программе государственных специализированных образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью.
Если учащийся, находящийся на домашнем обучении, имеет одновременно несколько отклонений, или ему, помимо учителей-предметников, нужны также другие специалисты (логопед, психолог, дефектолог и другие), которых нет в школе, их привлекают на условиях совместительства из других образовательных учреждений.
Какова продолжительность урока для ученика, обучающегося на дому?
Продолжительность урока составляет 45 минут для учеников с отклонениями в физическом развитии и 40 минут для учеников с особенностями психического развития.
Дети с инвалидностью — это лица в возрасте до 18 лет, которые в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия стойких физических, умственных, сенсорных (чувственных) или психических нарушений нуждаются в социальной помощи и защите своих прав и законных интересов со стороны государства и общества.
Какая организация определяет инвалидность?
Согласно Постановлению Кабинета Министров от 8 февраля 2022 года № 62 «Об утверждении нормативно-правовых актов об организационной структуры и организации деятельности службы медико-социальной экспертизы», решение о признании ребенка с инвалидностью принимается педиатрическими медико-социальными экспертными комиссиями. Эти комиссии являются частью всем известной системы медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК).
В каких случаях можно обратиться за оформлением инвалидности?
При ухудшении общего состояния здоровья ребенка, получении травмы или при наличии стойких нарушений нормального функционирования организма, можно обратиться в медицинское учреждение (поликлинику) по месту жительства. Обратиться также можно для повторного освидетельствования на инвалидность.
Что делают медицинские учреждения после обращения?
В течение 5 рабочих дней с момента обращения, медицинское учреждение направляет в МСЭК детей с явными признаками инвалидности и анатомическими дефектами без проведения дополнительных обследований. Осмотр осуществляется педиатрическими медико-социальными экспертными комиссиями в составе МСЭК. Осмотр проводится бесплатно.
Какие документы требуются для освидетельствования в МСЭК?
- свидетельство о рождении ребенка до 18 лет;
- паспорт родителей или законного представителя.
Кроме того, предоставляются выписки из следующих документов:
- направление медицинского учреждения для определения причин общего заболевания и детской инвалидности;
- выписка из истории болезни.
Как оформляется заключение, если ребенку установлена инвалидность?
Если по результатам освидетельствования МСЭК ребенку устанавливается инвалидность, в этот же день оформляется справка определенной формы, которая заверяется QR-кодом и выдается ребенку с инвалидностью (или его законному представителю). Справка также направляется в электронном виде в соответствующий отдел Пенсионного фонда через программу «МСЭК».
Каковы требования для признания детей с инвалидностью?
Наличие легких нарушений функций организма не является основанием для установления инвалидности. Такие дети относятся к III-IV группе здоровья и находятся под наблюдением специалистов медицинских учреждений по месту жительства. Детям до 18 лет устанавливается инвалидность, если у них выявлены умеренные, выраженные и резко выраженные нарушения функций организма.
На какой срок устанавливается инвалидность?
Детям до 18 лет инвалидность устанавливается на 1 год, 2 года или до достижения 18-летнего возраста.
В случаях, когда у детей до 18 лет имеются патологические состояния — резко выраженные нарушения функций организма, нуждаемость в посторонней помощи, ограничение способности к самообслуживанию, но при этом есть вероятность выздоровления, инвалидность устанавливается на 2 года.
Как проходит повторное освидетельствование?
О предстоящем окончании срока освидетельствования детей с инвалидностью МСЭК информирует за один месяц до установленной даты. Уведомление осуществляется с использованием средств связи или через медицинские учреждения, которые оказывают медицинскую помощь ребенку с инвалидностью.
Дети с инвалидностью имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, санаторно-курортную, протезно-ортопедическую, обеспечение средствами передвижения на льготных условиях и другие виды помощи.
При этом дети-инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной системы здравоохранения, труда и социальной защиты населения, уход на дому.
Лицам с инвалидностью предоставляются следующие виды социальной помощи:
· денежные выплаты (пенсии, пособия, единовременные выплаты);
· технические средства реабилитации, сурдотехника, тифлотехника и другие средства, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические приспособления, издания со специальным шрифтом, звукоусиливающие аппараты и сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, а также автомобили;
· услуги по медицинской, социальной, профессиональной, физической реабилитации и бытовые услуги;
· транспортные услуги;
· обеспечение лекарственными средствами.
Дети с нарушениями физического и (или) психического развития могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, благотворительных и других фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих, на основании соответствующего заявления.
Дошкольное образование для детей с инвалидностью.
Дошкольное образование для детей с инвалидностью осуществляется в дошкольных образовательных организациях.
В отношении детей дошкольного возраста с инвалидностью принимаются меры по реабилитации и абилитации, создаются комфортные условия для их пребывания в дошкольных образовательных организациях.
Для детей с инвалидностью, состояние здоровья которых временно исключает посещение дошкольных образовательных учреждений, создаются многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации.
В многопрофильных специализированных дошкольных образовательных организациях обеспечивается реализация государственной образовательной программы дошкольного образования и воспитания, включающей передовые методики.
Кроме того, при наличии рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии, родители детей с физическими и (или) психическими нарушениями и детей с инвалидностью имеют право по своему желанию и исходя из интересов ребенка выбирать тип образовательного учреждения (общеобразовательное или специализированное).
С принятием Закона «О правах лиц с инвалидностью» в стране был инициирован ряд системных мер для обеспечения беспрепятственного получения образования детьми с инвалидностью. Например, понятие инклюзивного образования официально включено в законы и подзаконные акты.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование — это образование, предоставляемое с обеспечением равных возможностей для всех. То есть это образовательный процесс, направленный на создание равных возможностей для учащихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование организуется в образовательных учреждениях для детей (лиц) с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями. Порядок его организации определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
По правилам, общее число учащихся в инклюзивном классе не должно превышать 30 человек. При этом в составе одного инклюзивного класса могут обучаться 3 ребенка с инвалидностью с одинаковым или схожим диагнозом.
Какие документы необходимо подать для обучения в инклюзивной школе?
- медицинское заключение;
- справка о дошкольном образовании ребенка с инвалидностью и его поведении;
- перечень мер, принятых для оказания индивидуальной помощи ребенку с инвалидностью;
- выписка из амбулаторной карты ребенка с инвалидностью, заверенная главным врачом по месту жительства.
После предоставления этих документов директору школы ребенок с инвалидностью зачисляется на инклюзивное обучение приказом директора.
В заключение можно сказать, что любой человек имеет право на образование в безбарьерной среде. Для детей с инвалидностью этот процесс, как было проанализировано выше, осуществляется в порядке инклюзивного образования.
Для сведения, в 2023–2024 учебном году в порядке эксперимента инклюзивные и начальные коррекционные классы были организованы в 415 общеобразовательных школах республики. В общей сложности были созданы возможности для участия в учебном процессе в инклюзивной форме для 736 учащихся с особыми потребностями.
Знаете ли вы о детских домах «Мурувват»?
Детские интернатные дома «Мурувват» — это государственные медико-социальные учреждения, предоставляющие медико-социальные услуги детям с инвалидностью в возрасте от 4 до 18 лет, постоянно проживающим на территории Республики Узбекистан и имеющим выраженные или значительно выраженные психические отклонения.
В детские интернатные дома «Мурувват» принимаются дети со следующими диагнозами:
- умеренная умственная отсталость;
- тяжелая умственная отсталость;
- глубокая умственная отсталость;
- детский церебральный паралич с осложнениями в виде гемипареза, парапареза и тетрапареза, препятствующих обучению в специализированных школах-интернатах, при умеренной степени умственной отсталости;
- детская шизофрения, приведшая к грубым интеллектуальным нарушениям;
- деменция.
Прием осуществляется при наличии свободных мест.
Также существуют противопоказания для приема в интернатные дома «Мурувват», к ним относятся:
- эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) приступами, серийные припадки, эпилептический статус, склонность к сумеречным состояниям сознания, дисфории;
- психические заболевания, сопровождающиеся грубыми поведенческими нарушениями, представляющими опасность для самого больного и окружающих;
- психические заболевания, при которых ребенка возможно обучать в общеобразовательных или специализированных учебных учреждениях;
- активная форма туберкулеза;
- заразные кожные и волосяные заболевания;
- острые инфекционные заболевания;
- злокачественные опухоли в активной стадии и их рецидивы;
- венерические заболевания.
При обнаружении у поступающего высокой температуры или сыпи неясной этиологии, он направляется в территориальные лечебно-профилактические учреждения.
Направление в интернатные дома «Мурувват», а также перевод из одного в другой осуществляется на основании приказа начальника территориального управления в соответствии с решением постоянно действующей специальной комиссии Национального агентства социальной защиты по направлению подопечных в медико-социальные учреждения и переводу их между ними.
Назначение пособий детям с инвалидностью
Пособие детям с инвалидностью назначается независимо от обращения.
Согласно Положению "О порядке назначения и выплаты пенсий и пособий отдельным категориям лиц, нуждающихся в социальной защите", установлен следующий порядок назначения пособий отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите:
- детям с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
- законному представителю, занятому уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет, нуждающимся в постоянной заботе;
- лицам с инвалидностью I и II группы, не имеющим необходимого трудового стажа для назначения государственной пенсии;
- нетрудоспособным членам семьи умершего лица, не имеющим права на получение государственной пенсии;
- пожилым лицам, не имеющим необходимого трудового стажа для назначения пенсии, а также матерям, имеющим (имевшим) ребенка-инвалида с детства.
Соответственно, назначаются следующие виды пособий:
- пособие по инвалидности детям-инвалидам до 18 лет;
- пособие по уходу;
- пособие по инвалидности;
- пособие по случаю потери кормильца;
- пособие по возрасту.
Пособие детям с инвалидностью до 18 лет и пособие по уходу назначаются Министерством по сокращению бедности и занятости в проактивной форме.
Для назначения пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту необходимо обратиться через центры государственных услуг или через Единый интерактивный портал государственных услуг (my.gov.uz).
После получения информации в центре государственных услуг (ЦГУ), в течение 5 минут:
- в случае назначения пособия, заявителю сообщается, когда и где он может его получить.
Пособия выплачиваются по выбору получателя:
либо через организацию, уполномоченную на доставку пособий,
либо путем перечисления на депозитный счет гражданина через банковское отделение.
Пособия выплачиваются ежемесячно в установленные сроки, но не позднее текущего месяца выплаты.
Какие гарантии существуют для обеспечения права на отдых и охрану здоровья детей с инвалидностью?
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, соответствующие его возрасту, здоровью и потребностям.
Родители или лица, заменяющие родителей, обеспечивают в соответствии со своими способностями и возможностями условия жизни, необходимые для всестороннего развития и благополучия ребенка.
Государственными органами учреждаются и поддерживаются детские оздоровительные, спортивные, творческие и иные организации отдыха, досуга в соответствии с законодательством.
Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья.
Государство создает условия матери по охране ее здоровья для обеспечения рождения здорового ребенка.
Государство гарантирует детям бесплатный объем медицинской помощи в соответствии с законодательством.
Право ребенка на охрану здоровья обеспечивается государством путем:
организации квалифицированного медицинского обслуживания;
контроля за состоянием здоровья ребенка, его родителей и профилактики детских заболеваний;
диспансерного наблюдения и лечения в детских и подростковых лечебно-профилактических учреждениях;
контроля за производством и продажей продуктов питания надлежащего качества;
создания условий обучения и труда, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья ребенка;
бесплатной медицинской консультации за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан при определении профессиональной пригодности;
санитарно-гигиенического образования, пропаганды и стимулирования здорового образа жизни;
предоставления необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для него форме.
Ребенок в возрасте старше четырнадцати лет имеет право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.
Запрещаются любые научные опыты или иные эксперименты с ребенком, наносящие вред его жизни, здоровью и нормальному развитию.
Государство принимает необходимые меры по защите ребенка от алкогольной зависимости, курения, употребления наркотических средств, психотропных и других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, посредством введения специальных ограничений и реализации специальных профилактических программ.
Какие меры принимает государство для обеспечения прав детей с ограниченными возможностями на доступ к информации?
Государство гарантирует лицам с инвалидностью реализацию прав на получение информации и обеспечивает лиц с инвалидностью информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.
Государство содействует использованию языка жестов, других альтернативных форм общения в качестве средств коммуникации между людьми.
Государство обеспечивает лицам с инвалидностью доступ к телевизионным программам, фильмам, театральным и другим культурным мероприятиям в доступных для них форматах. На государственных телеканалах обеспечивается трансляция новостных передач с сурдопереводом или субтитрами.
Государство обеспечивает издание художественной литературы, школьных учебников, других дидактических материалов и средств обучения с использованием альтернативных форм коммуникации (шрифт Брайля и звуковые версии).
Государственные органы и организации на своих официальных веб-сайтах обязаны создать дополнительные возможности лицам с инвалидностью для доступного ознакомления с размещенной на них информацией и пользования услугами.
Государственные органы и организации должны учитывать соблюдение критериев доступности для всех категорий лиц с инвалидностью при осуществлении государственного заказа на государственные закупки информационно-коммуникационного оборудования и информационного обеспечения.
Государственные органы и организации при необходимости нанимают по договору переводчика на язык жестов для обеспечения общения между представителем данного государственного органа или организации и лицом с инвалидностью с нарушениями слуха
Какие меры принимает государство для охраны здоровья детей-инвалидов?
Государство принимает необходимые меры для обеспечения реализации права лиц с инвалидностью наравне с другими гражданами на доступ к услугам здравоохранения, качественной и учитывающей потребности лиц с инвалидностью медицинской помощи.
Государство принимает меры по оказанию квалифицированной медицинской помощи лицам с инвалидностью, которая осуществляется в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Медицинский уход за лицами с инвалидностью осуществляется в рамках существующих медицинских служб всех уровней, а также специализированными службами для лиц с инвалидностью.
Лица с неизлечимыми болезнями в прогрессирующей форме или на заключительной стадии имеют право на услуги паллиативного медицинского ухода, предусматривающие удовлетворение физических, психических, эмоциональных и духовных нужд больных.
Какие существуют гарантии защиты детей с инвалидностью от различных форм дискриминации?
Запрещается любая дискриминация по признаку инвалидности.
Для обеспечения равных возможностей и недопущения дискриминации по признаку инвалидности государственные органы осуществляют меры по обеспечению возможностей равного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам, социальной, экономической и культурной сферам, здравоохранению, образованию, трудоустройству, а также информации и средствам связи.
Государство гарантирует равную и эффективную правовую защиту от всех форм дискриминации лиц с инвалидностью.
Государство принимает меры по недопущению дискриминации лиц с инвалидностью при предоставлении возможности пользования основными правами и свободами человека.
Лица с инвалидностью имеют право на защиту от посягательств, на неприкосновенность их частной жизни, семьи, жилища или переписки, охрану чести и достоинства в порядке, предусмотренном законодательством.
Государство принимает меры по обеспечению конфиденциальности сведений о личности, состоянии здоровья лица с инвалидностью.
Каков порядок реабилитации детей с инвалидностью?
Целью реабилитации лиц с инвалидностью является восстановление их социального статуса, способностей к самообслуживанию и различным видам профессиональной деятельности, позволяющих им вести полноценный образ жизни и реализовать свои права и потенциальные возможности.
Государство гарантирует медицинскую, социальную, профессиональную и физическую реабилитацию и абилитацию лиц с инвалидностью в государственных учреждениях.
Медицинской реабилитацией является комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, частичное или полное восстановление нарушенных и (или) утраченных функций органов и систем организма лиц с инвалидностью.
Социальной реабилитацией является комплекс мер, направленных на создание условий для преодоления лицами с инвалидностью ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса, возможности самообслуживания, самостоятельного проживания, а также их возвращение в привычные условия семейной жизни в обществе.
Физической реабилитацией является восстановление (коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма и способностей к общественной и профессиональной деятельности лиц с инвалидностью посредством использования средств и методов физической культуры и спорта.
Реабилитация и абилитация лиц с инвалидностью организуются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации лица с инвалидностью.
Абилитацией является комплекс медицинских, социальных, педагогических, психологических и иных коррекционных мер, направленных на формирование отсутствующих (врожденных) и (или) неразвитых функций организма для адаптации к жизни в обществе.
Услуги по абилитации включают медико-социальные, психологические и педагогические, а также иные коррекционные услуги, предоставляемые детям группы риска.
К детям группы риска относятся дети в возрасте до трех лет, имеющие высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания необходимой медицинской, социальной, психологической, педагогической или иной коррекционной поддержки.
Услуги по абилитации предоставляются медико-социальными организациями, а также специализированными организациями по предоставлению медико-социальных услуг, независимо от их организационно-правовой формы.
Абилитация лиц (детей) с инвалидностью осуществляется квалифицированным персоналом в объеме, максимально адаптированном к их нуждам.