НАЗАД Ваш результат 0%

Текстовый формат

Индивидуальное обучение на дому организуется для детей, имеющих отклонения в физическом, умственном, сенсорном или психическом развитии, нуждающихся в длительном лечении и не способных по медицинским показаниям постоянно или временно посещать общеобразовательные учреждения или специализированные школы-интернаты.

В целях обеспечения права на получение образования допускается привлекать к индивидуальному обучению на дому учащихся, чей возраст на 2 года превышает возраст, соответствующий классу.

Директора школ выявляют и составляют список таких учеников в своем районе, принимают меры по их вовлечению в индивидуальное обучение на дому.

Решение об индивидуальном обучении принимается районным (городским) отделом народного образования на основании медицинского заключения медико-консультативной комиссии, действующей при лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства ученика.

Медицинский осмотр проводится в течение 3 дней с момента обращения в комиссию. Медицинское заключение, подписанное председателем и членами комиссии другими привлеченными специалистами, заверяется печатью лечебно-профилактического учреждения и выдается на 6 месяцев или на полный учебный год.

Родители должны подать заявление на имя директора школы об организации индивидуального обучения на дому для своего ребенка.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия свидетельства о рождении учащегося;
  • табель успеваемости (если ребенок уже обучался);
  • медицинское заключение медико-консультативной комиссии.

Количество часов индивидуального обучения составляет 8 часов в неделю для 1–4-х классов, 10 часов для 5–9-х классов, 12 часов для 10–11-х классов.

Заместитель директора по учебной работе контролирует своевременное и качественное проведение занятий преподавателями, а также выполнение учебных программ в полном объеме. Расписание занятий разрабатывается школой совместно с родителями, с учетом состояния здоровья ученика.

Как разрабатывается программа обучения на дому?

Для учеников с отклонениями в физическом развитии обучение проводится по учебной программе школы.

Для учащихся с особенностями психического развития — по программе государственных специализированных образовательных учреждений для детей с умственной отсталостью.

Если учащийся, находящийся на домашнем обучении, имеет одновременно несколько отклонений, или ему, помимо учителей-предметников, нужны также другие специалисты (логопед, психолог, дефектолог и другие), которых нет в школе, их привлекают на условиях совместительства из других образовательных учреждений.

Какова продолжительность урока для ученика, обучающегося на дому?

Продолжительность урока составляет 45 минут для учеников с отклонениями в физическом развитии и 40 минут для учеников с особенностями психического развития.

Дети с инвалидностью — это лица в возрасте до 18 лет, которые в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия стойких физических, умственных, сенсорных (чувственных) или психических нарушений нуждаются в социальной помощи и защите своих прав и законных интересов со стороны государства и общества.

Какая организация определяет инвалидность?

Согласно Постановлению Кабинета Министров от 8 февраля 2022 года № 62 «Об утверждении нормативно-правовых актов об организационной структуры и организации деятельности службы медико-социальной экспертизы», решение о признании ребенка с инвалидностью принимается педиатрическими медико-социальными экспертными комиссиями. Эти комиссии являются частью всем известной системы медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК).

В каких случаях можно обратиться за оформлением инвалидности?

При ухудшении общего состояния здоровья ребенка, получении травмы или при наличии стойких нарушений нормального функционирования организма, можно обратиться в медицинское учреждение (поликлинику) по месту жительства. Обратиться также можно для повторного освидетельствования на инвалидность.

Что делают медицинские учреждения после обращения?

В течение 5 рабочих дней с момента обращения, медицинское учреждение направляет в МСЭК детей с явными признаками инвалидности и анатомическими дефектами без проведения дополнительных обследований. Осмотр осуществляется педиатрическими медико-социальными экспертными комиссиями в составе МСЭК. Осмотр проводится бесплатно.

Какие документы требуются для освидетельствования в МСЭК?

  • свидетельство о рождении ребенка до 18 лет;
  • паспорт родителей или законного представителя.

Кроме того, предоставляются выписки из следующих документов:

  • направление медицинского учреждения для определения причин общего заболевания и детской инвалидности;
  • выписка из истории болезни.

Как оформляется заключение, если ребенку установлена инвалидность?

Если по результатам освидетельствования МСЭК ребенку устанавливается инвалидность, в этот же день оформляется справка определенной формы, которая заверяется QR-кодом и выдается ребенку с инвалидностью (или его законному представителю). Справка также направляется в электронном виде в соответствующий отдел Пенсионного фонда через программу «МСЭК».

Каковы требования для признания детей с инвалидностью?

Наличие легких нарушений функций организма не является основанием для установления инвалидности. Такие дети относятся к III-IV группе здоровья и находятся под наблюдением специалистов медицинских учреждений по месту жительства. Детям до 18 лет устанавливается инвалидность, если у них выявлены умеренные, выраженные и резко выраженные нарушения функций организма.

На какой срок устанавливается инвалидность?

Детям до 18 лет инвалидность устанавливается на 1 год, 2 года или до достижения 18-летнего возраста.

В случаях, когда у детей до 18 лет имеются патологические состояния — резко выраженные нарушения функций организма, нуждаемость в посторонней помощи, ограничение способности к самообслуживанию, но при этом есть вероятность выздоровления, инвалидность устанавливается на 2 года.

Как проходит повторное освидетельствование?

О предстоящем окончании срока освидетельствования детей с инвалидностью МСЭК информирует за один месяц до установленной даты. Уведомление осуществляется с использованием средств связи или через медицинские учреждения, которые оказывают медицинскую помощь ребенку с инвалидностью.

Дети с инвалидностью имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, санаторно-курортную, протезно-ортопедическую, обеспечение средствами передвижения на льготных условиях и другие виды помощи.

При этом дети-инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной системы здравоохранения, труда и социальной защиты населения, уход на дому.

Лицам с инвалидностью предоставляются следующие виды социальной помощи:

·        денежные выплаты (пенсии, пособия, единовременные выплаты);

·        технические средства реабилитации, сурдотехника, тифлотехника и другие средства, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические приспособления, издания со специальным шрифтом, звукоусиливающие аппараты и сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, а также автомобили;

·        услуги по медицинской, социальной, профессиональной, физической реабилитации и бытовые услуги;

·        транспортные услуги;

·        обеспечение лекарственными средствами.

Дети с нарушениями физического и (или) психического развития могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, благотворительных и других фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих, на основании соответствующего заявления.

Дошкольное образование для детей с инвалидностью.

Дошкольное образование для детей с инвалидностью осуществляется в дошкольных образовательных организациях.

В отношении детей дошкольного возраста с инвалидностью принимаются меры по реабилитации и абилитации, создаются комфортные условия для их пребывания в дошкольных образовательных организациях.

Для детей с инвалидностью, состояние здоровья которых временно исключает посещение дошкольных образовательных учреждений, создаются многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации.

В многопрофильных специализированных дошкольных образовательных организациях обеспечивается реализация государственной образовательной программы дошкольного образования и воспитания, включающей передовые методики.

Кроме того, при наличии рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии, родители детей с физическими и (или) психическими нарушениями и детей с инвалидностью имеют право по своему желанию и исходя из интересов ребенка выбирать тип образовательного учреждения (общеобразовательное или специализированное).

С принятием Закона «О правах лиц с инвалидностью» в стране был инициирован ряд системных мер для обеспечения беспрепятственного получения образования детьми с инвалидностью. Например, понятие инклюзивного образования официально включено в законы и подзаконные акты.

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование — это образование, предоставляемое с обеспечением равных возможностей для всех. То есть это образовательный процесс, направленный на создание равных возможностей для учащихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование организуется в образовательных учреждениях для детей (лиц) с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями. Порядок его организации определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

По правилам, общее число учащихся в инклюзивном классе не должно превышать 30 человек. При этом в составе одного инклюзивного класса могут обучаться 3 ребенка с инвалидностью с одинаковым или схожим диагнозом.

Какие документы необходимо подать для обучения в инклюзивной школе?

  • медицинское заключение;
  • справка о дошкольном образовании ребенка с инвалидностью и его поведении;
  • перечень мер, принятых для оказания индивидуальной помощи ребенку с инвалидностью;
  • выписка из амбулаторной карты ребенка с инвалидностью, заверенная главным врачом по месту жительства.

После предоставления этих документов директору школы ребенок с инвалидностью зачисляется на инклюзивное обучение приказом директора.

В заключение можно сказать, что любой человек имеет право на образование в безбарьерной среде. Для детей с инвалидностью этот процесс, как было проанализировано выше, осуществляется в порядке инклюзивного образования.

Для сведения, в 2023–2024 учебном году в порядке эксперимента инклюзивные и начальные коррекционные классы были организованы в 415 общеобразовательных школах республики. В общей сложности были созданы возможности для участия в учебном процессе в инклюзивной форме для 736 учащихся с особыми потребностями.

Знаете ли вы о детских домах «Мурувват»?

Детские интернатные дома «Мурувват» — это государственные медико-социальные учреждения, предоставляющие медико-социальные услуги детям с инвалидностью в возрасте от 4 до 18 лет, постоянно проживающим на территории Республики Узбекистан и имеющим выраженные или значительно выраженные психические отклонения.

В детские интернатные дома «Мурувват» принимаются дети со следующими диагнозами:

  • умеренная умственная отсталость;
  • тяжелая умственная отсталость;
  • глубокая умственная отсталость;
  • детский церебральный паралич с осложнениями в виде гемипареза, парапареза и тетрапареза, препятствующих обучению в специализированных школах-интернатах, при умеренной степени умственной отсталости;
  • детская шизофрения, приведшая к грубым интеллектуальным нарушениям;
  • деменция.

Прием осуществляется при наличии свободных мест.

Также существуют противопоказания для приема в интернатные дома «Мурувват», к ним относятся:

  • эпилепсия с частыми (более 5 раз в месяц) приступами, серийные припадки, эпилептический статус, склонность к сумеречным состояниям сознания, дисфории;
  • психические заболевания, сопровождающиеся грубыми поведенческими нарушениями, представляющими опасность для самого больного и окружающих;
  • психические заболевания, при которых ребенка возможно обучать в общеобразовательных или специализированных учебных учреждениях;
  • активная форма туберкулеза;
  • заразные кожные и волосяные заболевания;
  • острые инфекционные заболевания;
  • злокачественные опухоли в активной стадии и их рецидивы;
  • венерические заболевания.

При обнаружении у поступающего высокой температуры или сыпи неясной этиологии, он направляется в территориальные лечебно-профилактические учреждения.

Направление в интернатные дома «Мурувват», а также перевод из одного в другой осуществляется на основании приказа начальника территориального управления в соответствии с решением постоянно действующей специальной комиссии Национального агентства социальной защиты по направлению подопечных в медико-социальные учреждения и переводу их между ними.

Назначение пособий детям с инвалидностью

Пособие детям с инвалидностью назначается независимо от обращения.
Согласно Положению "О порядке назначения и выплаты пенсий и пособий отдельным категориям лиц, нуждающихся в социальной защите", установлен следующий порядок назначения пособий отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите:

  • детям с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
  • законному представителю, занятому уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет, нуждающимся в постоянной заботе;
  • лицам с инвалидностью I и II группы, не имеющим необходимого трудового стажа для назначения государственной пенсии;
  • нетрудоспособным членам семьи умершего лица, не имеющим права на получение государственной пенсии;
  • пожилым лицам, не имеющим необходимого трудового стажа для назначения пенсии, а также матерям, имеющим (имевшим) ребенка-инвалида с детства.

Соответственно, назначаются следующие виды пособий:

  • пособие по инвалидности детям-инвалидам до 18 лет;
  • пособие по уходу;
  • пособие по инвалидности;
  • пособие по случаю потери кормильца;
  • пособие по возрасту.

Пособие детям с инвалидностью до 18 лет и пособие по уходу назначаются Министерством по сокращению бедности и занятости в проактивной форме.

Для назначения пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту необходимо обратиться через центры государственных услуг или через Единый интерактивный портал государственных услуг (my.gov.uz).

После получения информации в центре государственных услуг (ЦГУ), в течение 5 минут:

  • в случае назначения пособия, заявителю сообщается, когда и где он может его получить.

Пособия выплачиваются по выбору получателя:
либо через организацию, уполномоченную на доставку пособий,
либо путем перечисления на депозитный счет гражданина через банковское отделение.

Пособия выплачиваются ежемесячно в установленные сроки, но не позднее текущего месяца выплаты.

Кто такие социально уязвимые дети?
Прежде всего, социально уязвимые дети — это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации в силу сложившихся обстоятельств, нуждающиеся в особой защите и поддержке со стороны государства и общества, в том числе дети:
● с инвалидностью;
● с недостатками физического и (или) психического развития;
● сироты;
● оставшиеся без попечения родителей;
● воспитывающиеся в специализированных детских учреждениях;
● без определенного места жительства;
● из малообеспеченных семей;
● привлеченные к уголовной ответственности и находящиеся в учреждениях по исполнению наказания;
● пострадавшие в результате насилия и эксплуатации, вооруженных конфликтов и стихийных бедствий;

Какие гарантии существуют для обеспечения права на отдых и охрану здоровья детей с инвалидностью?

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, соответствующие его возрасту, здоровью и потребностям.

Родители или лица, заменяющие родителей, обеспечивают в соответствии со своими способностями и возможностями условия жизни, необходимые для всестороннего развития и благополучия ребенка.

Государственными органами учреждаются и поддерживаются детские оздоровительные, спортивные, творческие и иные организации отдыха, досуга в соответствии с законодательством.

Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья.

Государство создает условия матери по охране ее здоровья для обеспечения рождения здорового ребенка.

Государство гарантирует детям бесплатный объем медицинской помощи в соответствии с законодательством.

Право ребенка на охрану здоровья обеспечивается государством путем:

организации квалифицированного медицинского обслуживания;

контроля за состоянием здоровья ребенка, его родителей и профилактики детских заболеваний;

диспансерного наблюдения и лечения в детских и подростковых лечебно-профилактических учреждениях;

контроля за производством и продажей продуктов питания надлежащего качества;

создания условий обучения и труда, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья ребенка;

бесплатной медицинской консультации за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан при определении профессиональной пригодности;

санитарно-гигиенического образования, пропаганды и стимулирования здорового образа жизни;

предоставления необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для него форме.

Ребенок в возрасте старше четырнадцати лет имеет право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Запрещаются любые научные опыты или иные эксперименты с ребенком, наносящие вред его жизни, здоровью и нормальному развитию.

Государство принимает необходимые меры по защите ребенка от алкогольной зависимости, курения, употребления наркотических средств, психотропных и других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, посредством введения специальных ограничений и реализации специальных профилактических программ.

 

Какие меры принимает государство для обеспечения прав детей с ограниченными возможностями на доступ к информации?

Государство гарантирует лицам с инвалидностью реализацию прав на получение информации и обеспечивает лиц с инвалидностью информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности. 

Государство содействует использованию языка жестов, других альтернативных форм общения в качестве средств коммуникации между людьми.

Государство обеспечивает лицам с инвалидностью доступ к телевизионным программам, фильмам, театральным и другим культурным мероприятиям в доступных для них форматах. На государственных телеканалах обеспечивается трансляция новостных передач с сурдопереводом или субтитрами.

Государство обеспечивает издание художественной литературы, школьных учебников, других дидактических материалов и средств обучения с использованием альтернативных форм коммуникации (шрифт Брайля и звуковые версии).

Государственные органы и организации на своих официальных веб-сайтах обязаны создать дополнительные возможности лицам с инвалидностью для доступного ознакомления с размещенной на них информацией и пользования услугами.

Государственные органы и организации должны учитывать соблюдение критериев доступности для всех категорий лиц с инвалидностью при осуществлении государственного заказа на государственные закупки информационно-коммуникационного оборудования и информационного обеспечения.

Государственные органы и организации при необходимости нанимают по договору переводчика на язык жестов для обеспечения общения между представителем данного государственного органа или организации и лицом с инвалидностью с нарушениями слуха

Какие меры принимает государство для охраны здоровья детей-инвалидов?

Государство принимает необходимые меры для обеспечения реализации права лиц с инвалидностью наравне с другими гражданами на доступ к услугам здравоохранения, качественной и учитывающей потребности лиц с инвалидностью медицинской помощи.

Государство принимает меры по оказанию квалифицированной медицинской помощи лицам с инвалидностью, которая осуществляется в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Медицинский уход за лицами с инвалидностью осуществляется в рамках существующих медицинских служб всех уровней, а также специализированными службами для лиц с инвалидностью.

Лица с неизлечимыми болезнями в прогрессирующей форме или на заключительной стадии имеют право на услуги паллиативного медицинского ухода, предусматривающие удовлетворение физических, психических, эмоциональных и духовных нужд больных.

Какие существуют гарантии защиты детей с инвалидностью от различных форм дискриминации?

Запрещается любая дискриминация по признаку инвалидности.

Для обеспечения равных возможностей и недопущения дискриминации по признаку инвалидности государственные органы осуществляют меры по обеспечению возможностей равного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам, социальной, экономической и культурной сферам, здравоохранению, образованию, трудоустройству, а также информации и средствам связи.

Государство гарантирует равную и эффективную правовую защиту от всех форм дискриминации лиц с инвалидностью.

Государство принимает меры по недопущению дискриминации лиц с инвалидностью при предоставлении возможности пользования основными правами и свободами человека.

Лица с инвалидностью имеют право на защиту от посягательств, на неприкосновенность их частной жизни, семьи, жилища или переписки, охрану чести и достоинства в порядке, предусмотренном законодательством.

Государство принимает меры по обеспечению конфиденциальности сведений о личности, состоянии здоровья лица с инвалидностью.

Какие гарантии существуют для обеспечения жилищных прав социально уязвимых детей?
 
Обеспечение прав социально уязвимых детей на жилище является одной из важных задач общества. Наличие собственного дома имеет решающее значение для безопасности и стабильности детей, поскольку оно напрямую влияет на их физическое и умственное развитие. Статьей 47 Конституции Республики Узбекистан также закреплено право граждан на жилище. В соответствии с ним, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков. Государство поощряет жилищное строительство и создает условия для реализации права на жилище.
Порядок обеспечения жильем социально уязвимых категорий населения определяется законом. В этом смысле право детей на жилище также гарантируется в рамках закона. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники специализированных учебно-воспитательных учреждений, находившиеся на полном государственном обеспечении, либо освобожденные из учреждений по исполнению наказания, а также другие категории социально уязвимых детей, имеют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее, или на получение жилья в соответствии с законодательством.

Каков порядок реабилитации детей с инвалидностью?

Целью реабилитации лиц с инвалидностью является восстановление их социального статуса, способностей к самообслуживанию и различным видам профессиональной деятельности, позволяющих им вести полноценный образ жизни и реализовать свои права и потенциальные возможности.

Государство гарантирует медицинскую, социальную, профессиональную и физическую реабилитацию и абилитацию лиц с инвалидностью в государственных учреждениях.

Медицинской реабилитацией является комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, частичное или полное восстановление нарушенных и (или) утраченных функций органов и систем организма лиц с инвалидностью.

Социальной реабилитацией является комплекс мер, направленных на создание условий для преодоления лицами с инвалидностью ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса, возможности самообслуживания, самостоятельного проживания, а также их возвращение в привычные условия семейной жизни в обществе.

Физической реабилитацией является восстановление (коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма и способностей к общественной и профессиональной деятельности лиц с инвалидностью посредством использования средств и методов физической культуры и спорта.

Реабилитация и абилитация лиц с инвалидностью организуются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации лица с инвалидностью.

Абилитацией является комплекс медицинских, социальных, педагогических, психологических и иных коррекционных мер, направленных на формирование отсутствующих (врожденных) и (или) неразвитых функций организма для адаптации к жизни в обществе.

Услуги по абилитации включают медико-социальные, психологические и педагогические, а также иные коррекционные услуги, предоставляемые детям группы риска.

К детям группы риска относятся дети в возрасте до трех лет, имеющие высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания необходимой медицинской, социальной, психологической, педагогической или иной коррекционной поддержки.

Услуги по абилитации предоставляются медико-социальными организациями, а также специализированными организациями по предоставлению медико-социальных услуг, независимо от их организационно-правовой формы.

Абилитация лиц (детей) с инвалидностью осуществляется квалифицированным персоналом в объеме, максимально адаптированном к их нуждам.

Chat